Учреждение образования "Витебский государственный городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"
открыт 15 марта 2000 года в рамках государственной программы "Дети Беларуси"
Цель:
социально-педагогическая, психологическая, лечебно-профилактическая и медицинская помощь детям с особенностями психофизического развития с целью социализации и дальнейшей интеграции в общество.
Задачи центра:
создание специальных условий для получения образования лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на уровнях дошкольного и общего базового образования, их социальной адаптации и интеграции в общество;
социальная реабилитация лиц с особенностями психофизического развития, обеспечивающаая создание им равных возможностей для участия в жизни общества, формирование жизнеспособной личности, включение в активное социальное взаимодействие;
обеспечение детей с особенностями психофизического равзития своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической, социально-психологической помощью по месту жительства;
формирование позитивного общественного мнения в отношении лиц с особенностями психофизического развития, улучшение морально-психологического положения детей с особенностями психофизического развития в семье, коллективе, обществе;
информационное обеспечение учителей-дефектологов, педагогов-психологов в области дефектологии, психологии.
Направления деятельности:
Диагностическая работа
Педагогическая работа
Коррецкионно-развивающая работа и социальная реабилитация
кабинеты для групповой и ииндивидуальной коррекционной работы (психологов и дефектологов)
кабинет ранней комплексной помощи
кабинет кружковой работы
информационно-аналитический центр
сенсорная комната
кабинет социально-бытовой адаптации
Играем, учимся, развиваемся
Воспитатели:
Кулакова Оксана Михайловна Клевец Тамара Леонидовна Иванова Евгения Анатольевна Ковалевская Ольга Викторовна Мачаховская Ангелина Ивановна
Поющей речи родничок
Музыкальные руководители:
Афанасьева Алина Федоровна Прыгунова Елена Юрьевна
Волшебный мир звуков
Дефектологи:
Соловьева Вероника Александровна Глебко Александр Геннадьевич Василюк Любовь Васильевна Агарок Анна Анатольевна Буйницкая Елена Леонидовна Чернышева Ольга Сергеевна Радкевич Виктория Александровна Бужинская Людмила Васильевна
Познание через общение
Психологи:
Хурко Елена Ивановна Нестеренко Жанна Александровна Остапко Наталья Викторовна Нурсеитова Елена Адамовна
Технологии, используемые в работе с особенным ребёнком:
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения;
Технологии компенсирующего обучения;
Программа "Познай себя";
Технологии коррекционно-развивающего обучения;
Элементы Монтессори-педагогики;
Технология личностно-ориентированного обучения;
Программа ранней коррекции от 0 до 3 лет.
Это нужно знать!
Закономерности доречевого и предречевого развития в норме:
крик - первое голосовое проявление малыша;
к концу 1-го месяца жизни ребёнок издаёт слабые гортанные звуки типа "ах-ух" в ответ на разговор с ним;
в 2 месяца повторно произносит отдельные звуки и их сочетания: "а", "кх", "аэ" и т.п.;
в 3 месяца появляются гуления - "гы", "гу", "агу", "бу", и др.;
в 4 месяца гуление становится более тягучим и приобретает различные интонации. Ребёнок гулит сам или через одну-три минуты после общения с ним взрослого.
к 5-6 месяцам ребенок начинает лепетать, т.е. подражательно повторять и накапливать отдельные слоги - "ба", "па", "ма" и др.;
в 7 месяцев подолгу лепечет, смотрит на губы говорящего и повторно произносит слоги - "ба-ба", "ма-ма", "па-па" и др.;
к 8-ми месяцам ребёнок четко, громко и повторно произносит различные слоги, наблюдается выразительное удвоение слогов "ма-ма", "па-па", "та-та";
в 9 месяцев ребенок подражая взрослому, повторяет за ним слоги, имеющиеся в лепете;
в 11 месяцев произносит первые слова - обозначения "дай", "мама", "ав-ав" и др.;
к году ребенок легко подражает новым словам, произносит от пяти до десяти легких слов - "ам", "топ-топ", "ля-ля".
Содержание ранней коррекционно-развивающей работы
С периода новорождённости необходимо развивать одновременное формирование умений, относящихся к разным сферам развития:
общая моторика - развитие основных движений;
тонкая моторика - скоординированная работа руки и глаза;
восприятие - зрительное, слуховое, тактильное;
восприятие речи - понимание того, что говорят окружающие;
умение выражать свои чувстсва и потребности;
способность играть и взаимодействовать с окружающими;
самообслуживание.
Перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей от одного года до трёх лет:
12-18 месяцев:
Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.
Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).
Набор форм, вставляющихся друг в друга.
Магкие куклы среднего размера.
Мягкие игрушки-зверюшки.
Тамбурин.
Барабан.
Свисток, дудочка.
Книжки с картинками.
Книжки с короткими стихотворениями для детей.
Большая грузовая машина.
Легковая машина с водителем.
"Почтовый ящик", лучше - с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющие отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).
Матрёшка.
Составные игрушки из 2-3 частей (например "Лего").
Подвижная игрушка на колёсиках ("Бабочка" и т.д.) - на шесте или на верёвочке.
Игрушки модели предметов, людей, животных.
18-24 месяца:
Парные картинки, лото.
Кисти, краски (не токсичные).
Набор для нанизывания (бусы).
Игрушечная мебель.
Пластилин и другие материалы для лепки.
Паззлы (простые).
Разрезные картинки из 2-3 частей.
Кегли.
Сказки ("Репка", "Теремок" и др.). Хрестоматия для детей от 2-х до 4-х лет.
Миниатюрные модели бытовых предметов.
Игрушечный набор "Семья".
Наборы для ролевой игры ("Инструменты", "Доктор", "Кухня", "Парикмахерская" и др.).
Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолёт и др.). Набор для игры с песком.
24-36 месяцев:
Модель дома.
Паззлы.
Фигурки животных с детенышами (лото "Найди маму": животные с детёнышами).